Информация о программах и методиках

Утверждена от 09.01.2017 г.

КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
«РАДУГА»

государственного казенного учреждения
«Социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних «Радуга»

Раздел 1. Пояснительная записка

Боль и беда нашего времени —  проблема социального сиротства, увеличение количества  детей из семей, находящихся в социально-опасном положении, группы риска. Ослабление физического и психического состояния, негативно сказывающихся на здоровье, развитии, воспитании детей, и следствие – биологическая и социальная дезадаптация детей на различных возрастных этапах.

Лишения и потери, которые переживают дети-сироты и дети, попавшие в условия ухудшающие жизнедеятельность, являются причиной появления различного рода психологических проблем. Известно, что самооценка ребенка формируется под влиянием  оценки со стороны значимых для него взрослых из ближайшего окружения. Классик мировой психологии А. Адлер  отмечал, что, если эмоциональный контакт с близкими людьми нарушен, ребенок живет как бы на «вражеской территории»: обстоятельства подавляют его, ожидания относительно будущего пессимистичны, он постоянно чувствует себя слабым и нелюдимым. В результате у него развивается очень низкая самооценка, чувство неполноценности. Серьезным следствием депривации потребности ребенка в родительской любви является отсутствие у него чувства уверенности в себе, возникнув на ранних стадиях возрастного развития, становится устойчивой характеристикой личности.           Эти дети нередко лишены возможности радоваться собственному успеху, а значит, у них будет возникать зависть и соперничество к другому ребенку, стремление выделиться любыми способами.

Однако социальная дезадаптация — процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.

Для этого  необходимо создавать условия, которые будут определять характер общения ребенка с окружающими, его личные успехи, способствовать формированию представления ребенка о самом себе и о своих возможностях. Таким образом, формируется положительная самооценка, чувство уверенности, способность лучше адаптироваться и социализироваться в обществе.

Социализация – процесс социокультурного становления личности, усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе, к которому он принадлежит.

Таким образом, социализацию можно рассматривать как раннее вмешательство, которое способствует социальному, эмоциональному, интеллектуальному и физическому росту ребенка и достижению максимального распределения потенциала ребенка для успешного вхождения в социальную среду.

Раздел 2. Общая характеристика комплексной Программы

Эффективное решение процесса  социальной адаптации и реабилитации  возможно  лишь  при комплексном подходе. Необходимо, чтобы все компоненты процесса реабилитации ребенка – задачи, содержание, методы и формы – были подчинены идее комплексности и выступали в определенной системе.

С этой целью и составлена комплексная реабилитационная программа «Радуга», подразумевающая не просто сумму параллельных действий специалистов разного профиля, а их взаимодействие в общем процессе возрождения ребенка. Широкий спектр форм взаимодействия сотрудников центра, с одной стороны, ведет к усилению профессиональной позиции каждого специалиста, а с другой – позволяет обеспечить  внутреннее единство, целостность реабилитационного процесса, придает ему большую эффективность и целеустремленность.

Главные цели  комплексной программы:

  • Оказание социально-медицинских, социально-педагогических, социально-психологических услуг, направленных на адаптацию и социализацию клиентов Центра;
  • Создание новой когнитивной модели жизнедеятельности;
  • Развитие компетентности в социальном функционировании.

Исходя из поставленных целей, можно выделить следующие задачи:

  1. Развитие понимания собственной индивидуальности и индивидуальности других людей;
  2. Формирование позитивного отношения к себе и окружающим, положительной самооценки через подкрепление любых успешных действий;
  3. Формирование у детей представлений о мире, о самих себе в нем;
  4. Развитие эмоциональной сферы;
  5. Развитие познавательной сферы.

Общие принципы организации  коррекционно-реабилитационной работы с детьми:

  • Принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми;
  • Личностно-ориентированное взаимодействие;
  • Принцип сотрудничества детей и взрослых;
  • Индивидуальный подход к ребенку.

Реализация комплексной программы рассчитана на детей, находящихся в отделении социальной реабилитации и дневном отделении.

Комплексная программа «Радуга» (далее — Программа) определяет содержание и организацию реабилитационного процесса для детей в возрасте от 3 до 18 лет  с  учётом  их  возрастных  и индивидуальных особенностей, обеспечивает формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, гарантирующих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Комплексная программа включает в себя  программы психологической коррекции, реабилитационные, профилактические. Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих  и реабилитационных целей.

Психологическая развивающая и коррекционная работа осуществляется  по следующим  программам:

  • Программа «Сказка, сказочка…» направлена на воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья воспитанников;
  • Программа «Страна песка» — система развивающих занятий для детей, направленных на развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности;
  • Программа психологического тренинга направленного на снятие у детей психотравмирующих ситуаций вследствие жестокого обращения. Цель – снятие нервно-психологического напряжения, выработка умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания, отработка приемов и способов поведения;

Реабилитационные программы охватывают различные направления и предусматривают всестороннее развитие личности ребенка:

Программа «Развитие речи детей через театрализованную деятельность «Театральные ступеньки» нацелена на формирование и совершенствование речевых умений и навыков детей через вовлечение их в театральную деятельность. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, а развитии его эмоциональной жизни. Работа над образом заставляет ребенка думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения программы активизируется словарь ребенка, происходит совершенствование звуковой культуры речи и ее интонационный настрой;

Программа «Волшебный каблучок» охватывает ребят школьного возраста, нацелена на обучение благородным манерам, развитие творческих способностей, музыкального слуха, чувства ритма;

Программа «Профессиональная ориентация подростка» охватывает ребят среднего и старшего школьного возраста, нацелена на помощь в выборе профессионального пути и развитие мотивации к образованию и труду, дать представление о мире профессий, предоставить возможность подростку попробовать себя в профессии, пробудить интерес стать профессионалом своего дела.

Профилактическая программа «Программа по первичной профилактике употребления алкоголя, табакокурения и пропаганде здорового образа жизни» направлена на оказание помощи детям и подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, решение личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению психоактивных веществ;

Правовое воспитание осуществляется по плану «Я в правовом обществе», нацелено на повышение правовой культуры подростков, снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков. Работа строится на принципах безусловного уважения личности подростка, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Задачами программы являются: вооружение подростков правовыми знаниями, формирование правового самосознания и активной жизненной позиции несовершеннолетнего гражданина.

Программа «Азбука дорожного движения» направлена на формирование представлений воспитанников о правилах поведения на улице, на выработку соблюдения этих правил, ориентирование в пространстве улицы на основе развития их сенсомтороных способностей.

Программа «Хочу быть актером» направлена на формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности

Программа » Цветные ладошки» направлена на художественное развитие воспитанников

Программа «Развитие самооценки младших школьников» направлена на формирование адекватной самооценки детей

Для дошкольников  разработана комплексная программа «Детство»

Цель: обеспечить целостное развитие детей, развитие индивидуальности каждого ребёнка,    охрана и укрепление психического и физического   здоровья.

Задачи:

1) приобщать к физической культуре как фундаменту общечеловеческой культуры; охранять, защищать и укреплять здоровье ребёнка, формировать основы его здорового образа жизни;

2) обеспечивать полноценное своевременное обогащение разностороннего психического и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности (познавательных, эмоционально-волевых процессов, психических качеств, индивидуального стиля различных видов деятельности) посредством  содействия овладению им разнообразными видами деятельности (на уровне самостоятельности и творчества);

3) содействовать овладению воспитанниками основами духовной культуры, интеллигентности, развитию философского взгляда на себя и окружающий мир, широкому приобщению мальчика и девочки к общечеловеческим и национальным ценностям;

4) осуществлять воспитание дошкольника в коллективе как форме и средстве сохранения, развития и саморазвития творческого потенциала, одарённости и таланта индивидуальности.

Своеобразие Программы  заключается:

во-первых, в том, что методологической основой её является учение В.С. Мерлина о развитии каждого человека как интегральной индивидуальности;

во-вторых, в системном подходе, суть которого состоит в том, что стороны дошкольного воспитания – физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического – рассматриваются в их взаимосвязи, их совокупном участии в целостном процессе детского  развития.

Основные принципы и подходы:

  • принцип гуманистической направленности;
  • принцип тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании;
  • принцип интегративного подхода к построению содержания программы;
  • принцип развития психики в деятельности и общении;
  • предполагает построение реабилитационного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • принцип природосообразности, оздоровительной направлен­ности воспитания;
  • принцип гармонии трех начал проявляется в гармоничном соединении стержневых направлений в развитии ребенка: физи­ческого, духовного, интеллектуального;
  • комплексно-тематический принцип построения реабилитационного процесса;
  • принцип сотрудничества по законам содружества.

В основу организации реабилитационного процесса определен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Содержание организованной деятельности включает следующие области:

  • Здоровье.
  • Физическая культура.
  • Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение.
  • Ребенок и окружающий мир. Природное окружение.
  • Развитие речи.
  • Художественная литература.
  • Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация.
  • Конструирование.
  • Формирование элементарных математических представлений (сенсорное воспитание).
  • Элементы музыкального воспитания.

Раздел 3. Ожидаемые результаты реализации Программы

Ожидаемые результаты реализации комплексной программы  «Радуга»:

  • снижение уровня детской тревожности и агрессии, уменьшение числа страхов,
  • принятие себя,
  • формирование дифференциации своих чувств,
  • проявление активности и самостоятельности у пассивных детей,
  • улучшение коммуникативных качеств личности, приобретение навыков конструктивного общения,
  • повышение познавательной и творческой активности детей,
  • соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения,
  • овладение необходимыми социальными и трудовыми навыками,
  • физическое развитие,
  • овладение основными навыками здорового образа жизни,
  • восстановление чувства доверия к миру.

 

 

Дата изменения: 20.12.2017 07:27

Добавить комментарий