Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями.

«Все разные, Отчизна одна».

Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями.

                                                             

                                                                         Патриотизм воспитать – Россию                                                                                                                                 сохранить.

                                                                                                                                                                                                                                                            И.Е.Солодовников.

 

Социализация детей с отклонениями в умственном и физическом развитии представляет собой актуальную проблему коррекционной педагогики и является основной задачей ГКУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление». Весь воспитательный процесс направлен на создание адаптивной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социальной реабилитации. Педагоги Центра находятся в постоянном поиске средств совершенствования реабилитационной работы для того, чтобы особые дети имели реальные возможности успешной интеграции в обществе, были достойными гражданами с правильно сформированными понятиями о патриотизме и гражданском самосознании.  В отделении дневного пребывания продолжает совершенствоваться созданная система воспитания детей через реализацию программы по патриотическому воспитанию «Все разные, Отчизна одна». Программа является составной частью общего воспитательного процесса и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность коллектива по формированию и развитию социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания.

 Низкая социализация детей с ограниченными возможностями предполагает организацию мероприятий, подготавливающих ребят к самостоятельной жизни, к умению делать осознанный выбор, нести ответственность за свои решения и поступки. Причем данная работа строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей,  психо-физического состояния  ребенка с интеллектуальной недостаточностью, которое проявляется в примитивности эмоций, отсутствии своей гражданской позиции в отношении с окружающим миром, наличии аффективных состояний, связанных с повышенным уровнем агрессивности, гиперактивности, несформированности навыков адекватного общения с детьми и взрослыми.

Воспитательная деятельность основана на реализации разнообразных, разновозрастных (дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста) детских интересов, творческого потенциала детей, развития в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят со здоровыми детьми, взрослыми. Эффективность работы напрямую зависит от активного привлечения родителей к участию в мероприятиях и обучение методам и приемам взаимодействия в данном направлении, необходимо тесное сотрудничество «педагог – ребенок – родитель». Эта работа необходима, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными. Семьи с детьми-инвалидами зачастую больше волнует физическое состояние детей, а духовно-нравственное воспитание для них имеет второстепенное значение.  воспитания морали, духовности и патриотизма в работе. Школа для родителей «Искусство быть семьей» помогает родителям в вопросах воспитания морали, духовности и патриотизма.

О важности приобщения ребенка к патриотическому воспитанию показали результаты экспресс-диагностики патриотической воспитанности. В опросе участвовало 15 детей в возрасте от 5 до 10 лет, из них 5 детей школьного возраста, 10 детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад в силу заболевания.

Детям было предложено объяснить следующие понятия: «Родина», «герой», «патриотизм», назвать самые главные праздники нашей Родины.

Анализ экспресс-диагностики показал следующие результаты:

— смогли объяснить понятие «Родина» все школьники, для них понятие «Родина» имеет более широкое значение, они включают в него «природу» и всю «страну». Дети дошкольного возраста затруднились ответить на этот вопрос, и только после небольшой подсказки большинство детей сформулировали понятие «Родина» через определение своей принадлежности: «Родина – это где человек родился, где живут мама, папа и все»; «Родина – это место, где ты живешь»;

— лишь три ребенка ассоциируют слова «патриотизм» с любовью к Родине, родной стране;

— для большинства детей понятие «герой» конкретно. Для них «герой» — это президент, русские богатыри, певцы, писатели, Человек-паук, Пушкин, Гагарин, Путин;

— на задание назвать самые главные праздники нашей Родины дети ответили так: «Новый год – 98,2 % детей, «8 марта» — 87% детей, «День защитника Отечества» — 70% детей, «День Победы» — 45% детей, «День святого Валентина» — 18%.

Экспресс-диагностика показала, что ребята не имеют достаточно знаний об окружающем мире, о праздниках и событиях, прославляющих героическое прошлое нашей страны, слабо сформированы  исторические представления, в семье мало уделяется внимания духовно-нравственному воспитанию детей, родители не обладают умением донести знания детям в доступной форме. Кроме того, начиная с дошкольного возраста дети страдают дефицитом знаний о родной природе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам, испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Основные направления программы патриотического воспитания я определила через пословицы, воспитывающие уважительное отношение к богатому языку русского народа: «Жить – Родине служить» (цени и оберегай свое отечество), «Жизнь дана на добрые дела» (овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа), «Нет земли краше, чем страна наша» (свято относись к символике своей страны), «Береги землю родимую, как мать любимую» (люби и сохраняй родную природу), «Наша сила – семья едина» (люби родителей, родной дом, уважай старшее поколение).

Практика показала, что эффективными формами работы по патриотическому воспитанию являются: наглядная агитация через информационные стенды: «Недаром помнит вся Россия», «Символика нашей Родины», «Малая Родина – о. Сахалин», «Права маленького гражданина», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда, участниками боевых действий, встречи с известными людьми нашего острова, социальные акции «Подарок солдату», «От семьи к семье» (акция взаимопомощи), «Ветеран живет рядом», «Тепло наших рук», экологические акции, военно-спортивные эстафеты с участием военнослужащих, фестивали детского творчества, семейно-фольклорные праздники, ярмарки и конкурсы семейного прикладного творчества, экскурсии,  выставки книг о государственных символах, исторических событиях, подготовленные работниками библиотек, интегрированные занятия, праздничные и познавательные программы, конкурсы, викторины, литературно-музыкальные гостиные.

Система работы по патриотическому воспитанию начинается с воспитания у ребенка любви к Родине, которая начинается с любви к малой родине. На занятиях по программе «Мир вокруг меня» (знакомство с окружающим миром) воспитатели отделения дневного пребывания расширяют кругозор детей, знания о родном крае, воспитывают уважительное отношение к людям, живущим рядом, к природе родного края.

Достойным гражданином ребенка может воспитать только взрослый, сам будучи терпимым, добрым, с активной жизненной позицией – мы решили начать с себя и создать систему деятельности и взаимодействия с разнообразными учреждениями, организациями и различными категориями населения.

Очень хорошо зарекомендовали мероприятия, которые проводятся со здоровыми школьниками: фольклорные праздники, календарные и тематические. Первый совместный праздник с приглашением тружеников тыла получился искренним и незабываемым. Потом были «День народного единства», «День защитника Отечества», «День Победы», «День освобождения Сахалина», День Государственного флага Российской Федерации». В результате совместных выступлений дети осваивают новые формы поведения, приобретают важные социальные навыки и опыт социального взаимодействия, что вселяет веру ребенка в самого себя и оказывает положительное влияние на все развитие ребенка. Работу, направленную на духовно-нравственное воспитание детей и подростков посредством досуговой деятельности, можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения детьми установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать их поступки, позволят им стать достойными гражданами нашей страны.

Духовно-нравственному воспитанию и развитию наших детей и родителей помогают представители православной церкви. Во времена испытаний люди всегда обращаются к богу и духовным ценностям. Служители церкви несут сотрудникам и семьям жизнеутверждающие ценности, нравственные идеалы.

Таким образом, только последовательное систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей, учреждений культуры и искусства дадут положительные результаты. Благодаря этому у детей сформируются духовно-нравственные качества и гражданско-патриотические чувства, уважение к культурному и историческому прошлому России, умение строить отношения в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности.

                                                                                          Елена Азарова,

                                                                      заведующая отделением дневного                                                                                 пребывания ГКУ Центр «Преодоление»

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата изменения: 16.11.2016 08:17

Добавить комментарий