Алгоритм действий по выявлению фактов жестокого обращения с несовершеннолетними

УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора ГКУ СРЦН «Радуга»
___________ Н.М. Пичуева
Приказом от 09.12.2015 № 97

Алгоритм действий по выявлению фактов жестокого обращения с несовершеннолетним и при выявлении у детей признаков депрессии

Действия специалистов учреждений:
1.Педагогические работники учреждения должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии по отношению к нему:
• психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
• неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
• изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);
• проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
• отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
• повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
• враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;
• сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
• судорожное реагирование на поднятую руку, вздрагивание при неожиданном приближении взрослого, резких движениях (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
• чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
• демонстрация взрослого поведения, интерес к вопросам секса;
• обвинение ребенком родителей или опекуна в нанесении повреждений;
• повышенная драчливость ребенка, агрессивность в играх и по отношению к другим детям (при играх в куклы дети младшего возраста озвучивают и воспроизводят действия родителей в игре);
• прятанье в школе дневника, обманы, ложь, острые эмоциональные реакции при получении замечаний или плохих оценок;
• случаи энуреза, энкопреза у ребенка школьного возраста.

Особенности в поведении взрослых, которые, предположительно, могут проявлять жесткость по отношению к ребенку:
• в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;
• на жалобы по поводу поведения сына (дочери) реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;
• часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения, школы в другое.
• необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за меди¬цинской помощью;
• противоречия в беседе о ребенке, семье, увлечениях ребенка, совместном времяпрепровождении;
• объяснения о состоянии ребенка несовместимы с имеющимися проблемами, физическими травмами;
• родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях;
• родители не знают друзей ребенка.
2. Педагогические работники учреждения должны предпринять следующие меры, если подозревает родителей (или законных представителей) в жестоком обращении с ребенком.
2.1. Необходимо завоевать доверие несовершеннолетнего, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в дневник наблюдений.
2.2. В случае получения оснований полагать, что с несовершеннолетним жестоко обращаются, не должным образом воспитывают, применяют насильственные формы воздействия, психически угнетают, проявляют безразличие к ребенку и т. д., необходимо сообщить об этом администрации учреждения в письменной форме.
2.3. При наличии следов жестокого обращения организовать осмотр ребенка медицинским работником, зафиксировать (запротоколировать) следы побоев и других форм физического насилия. Принять меры, с учетом возраста ребенка, к оказанию медицинской помощи ребенку (при необходимости), обеспечению безопасности ребенка.
Действия администрации учреждения:
При выявлении случая жестокого обращения с ребенком со стороны родителя (или законного представителя) необходимо:
• директору, заместителю директора учреждения незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства, КДН и защите их прав, инспекцию по делам несовершеннолетних для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка (приложение № 1);
• поручить воспитателю, специалистам СПС на которых возложены обязанности по организации работы, направленной на профилактику жестокого обращения, заполнить форму сведений о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате насилия (приложение № 2).
В целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения, необходимо:
• совместно с медицинским работником, педагогом-психологом, специалистом по социальной работе, воспитателями разработать на внеочередном заседании медико-психолого-педагогическом консилиуме план реабилитации несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения (в течение двух рабочих дней с момента подтверждения факта жестокого обращения), включая работу с семьей несовершеннолетнего, пострадавшего от жестокого обращения;
• непосредственно организовать проведение мероприятий в соответствии с планом реабилитации.

Дата изменения: 01.03.2016 08:38

Добавить комментарий