Реализуемые программы

Программа «Мама и малыш«

 Программа «Мир вокруг меня»
Дата начала реализации программы: 2013 год.
Целевая аудитория: дети от 3-х до 7 лет

Цель программы: формирование у детей целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности и о способах взаимодействия с ними, расширение кругозора.

Задачи:

  • ознакомление с явлениями социальной жизни (представление о человеке как о личности, видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме);
  • ознакомление с явлениями живой и неживой природы;
  • ознакомление с предметным миром, созданным человеком.

Ожидаемые результаты:

  • ребенок имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол;
  • имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые);
  • называет членов своей семьи, их имена;
  • знает название своей страны, родного города (поселка);
  • знаком с некоторыми профессиями: воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель);
  • ребенок обладает информацией о космосе, основных космических телах;
  • имеет представления о растениях и животных, об изменениях в природе.

Программа «Школа волшебства»
Дата начала реализации программы: 2014 год
Целевая аудитория: дети от 7 до 18 лет

Цель программы: развитие социальных и коммуникативных навыков, творческой и познавательной деятельности.

Задачи:

  • содействие творческому раскрытию временных детских коллективов в летний период (каникулы);
  • накопление социального опыта, участие в общественной жизни;
  • осуществление духовно-нравственного, патриотического воспитания.

Ожидаемые результаты:

  • дети способны к самоорганизации, самоконтролю при выполнении творческих заданий, общественных поручений;
  • активно интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, способны к экспериментированию и исследовательской деятельности;
  • дети расширяют круг общения и овладевают способами коммуникации;
  • дети умеют играть и работать не только самостоятельно, но и в команде, оказывая друг другу помощь и поддержку;
  • дети осознают важность активной жизненной позиции, знают о своих правах и обязанностях.

Программа ранней профилактики «Здоровье плюс»
 Дата начала реализации программы: 2008 год
Целевая аудитория: для детей дошкольного, младшего и среднего      школьного возраста

Цель программы: создание устойчивой мотивации к потребности в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих, содействие гармоничному физическому развитию.

Задачи:

  • формирование знаний о здоровом образе жизни и возможностях своего организма через внедрение и использование здоровьесберегающих технологий;
  • формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
  •  привитие культурно-гигиенических навыков;
  • развитие понятия о строении тела, о функционировании организма человека;
  • выработка навыков самостоятельности в самообслуживании.

 Ожидаемые результаты:

  • у детей сформирована потребность в двигательной активности: ребенок проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности;
  • дети проявляют интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях;
  • соблюдают правила личной гигиены; используют здоровьесберегающие технологии;
  • знают правила здорового образа жизни (об особенностях строения и функциях организма, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье);
  • ребенок имеет навыки самостоятельности в самообслуживании.

Программа «Маленькие победы»
Дата начала реализации программы: 2010 год
Целевая аудитория: дети от 3 до 7 лет

Цель программы: воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Задачи:

  • формирование жизненно необходимых навыков самообслуживания;
  • формирование умения выполнять конкретные трудовые поручения;
  • развитие самостоятельности и осознанности своих действий;
  • учить самостоятельно создавать несложные поделки из разнообразных материалов.

Ожидаемые результаты:

  • у детей сформированы культурно-гигиенические навыки: умеют самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, пользоваться предметами личной гигиены, умеют замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых, сидеть правильно за столом во время приема пищи, пользоваться салфеткой, столовыми приборами;
  • ребенок соблюдает правила элементарной вежливости: говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания» либо выражает знаком, движением и т.п.;
  • дети самостоятельно выполняют хозяйственно-бытовые поручения (моют кукольную посуду, игрушки, вытирают пыль, поливают цветы, накрывают на стол);
  • умеют ухаживать за растениями, делать простейшие поделки из разных материалов.

Программа «Фантазия»
Дата начала реализации программы: 2011 год
Целевая аудитория: дети от 3 до 7 лет

Цель программы: формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей.

 Задачи:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развивать творческие способности детей, художественный вкус, зрительную память, фантазию, воображение, чувство цвета, формы, пространства;
  • обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

Ожидаемые результаты:

  • дети изображают отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты;
  • умеют подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам;
  • ребенок правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками;
  • лепит различные предметы, используя разнообразные приемы лепки;
  • создает изображения предметов из готовых фигур;
  • украшает заготовки из бумаги разной формы, умеет аккуратно использовать материалы.

 Программа «Страна Безопасности»
Дата начала реализации программы: 2015 год
Целевая аудитория: дети от 3 до 18 лет

Цель программы: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Задачи:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Ожидаемые результаты:

  • ребенок соблюдает элементарные правила поведения в Центре; правила взаимодействия с растениями и животными;
  • дети умеют принимать самостоятельное правильное решение в чрезвычайных ситуациях, быстро реагировать на них;
  • умеют пользоваться общественным транспортом;
  • знают правила безопасности дорожного движения;
  • умеют пользоваться домашней аптечкой, электроприборами, оказывать       пострадавшему первую помощь;
  • умеют вести себя в общественных местах (вокзал, магазин) и др.;
  • знают сведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для человека.

Программа «Все, что тебя касается»
Дата начала реализации программы: 2009 год
Целевая аудитория: дети от 7 до 18 лет

Цель: способствовать формированию уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и контролировать свое поведение в сложных нестандартных ситуациях, осознающей ответственность за свое здоровье.

          Задачи:

  • формирование поведенческих навыков ответственного отношения к       своему здоровью;
  •  развитие коммуникативных навыков;
  •  организация интересного досуга;
  •   формирование общей культуры личности;
  •  расширение кругозора интересов детей, реализация их творческих      способностей.

Ожидаемые результаты:

  • участники программы будут владеть информацией о репродуктивном здоровье, кризисных ситуациях, конфликте и его типах, зависимости (никотиновая, алкогольная и наркотическая) и т.д.;
  • через «эмоциональную включенность» участники сформируют собственное отношение к разным формам рискованного поведения и конструктивным способам решения проблем; поймут, что их здоровье – в их руках.

Программа «Здравствуй, сказка!»
 Дата начала реализации программы: май 2015 года
Целевая аудитория: дети от 1 до 17 лет

Цель: адаптация детей с ограниченными возможностями к окружающему миру, формирование и укрепление определенных навыков здоровой жизнедеятельности.

Задачи:

  • осуществление социокультурной, психологической реабилитации и коррекции;
  • формирование умения принимать самого себя и других людей;
  • формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
  • развитие способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
  • снижение уровня тревожности;
  • обучение рефлексивным умениям.

Ожидаемые результаты:

  • в результате у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества;
  • на данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
  • постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь;
  • путешествуя по сказочным сюжетам, пробуждается фантазия и образное мышление, мышление освобождается от стереотипов и шаблонов, даются простор творчеству;
  • эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Программа «Помоги мне это сделать самому»
Начало реализации программы – 2006 год, обновлялась в 2009, 2014 годах. Программа адаптирована для детей с ограниченными возможностями с учетом заболевания, возрастных и психофизических особенностей.

Цель: Помочь детям овладеть навыками и приемами, помогающими им реализовать себя в будущем, адаптироваться к окружающей среде – «…помоги мне это сделать самому», «…чтобы от хватания перейти к пониманию» М. Монтессори.

Задачи:

1. Предоставление максимума самостоятельности. Формирование самосознания и ответственности.  Научить ребенка быть самостоятельным.
2. Научить правильно пользоваться дидактическими и бытовыми предметами.
3. Научить общению с другими детьми. Обучение правилам поведения.

Ожидаемые результаты: Дети с ограниченными возможностями станут более самостоятельными. У них разовьется мелкая моторика.  Дети будут активны в выборе игры. Смогут общаться с другими детьми и взрослыми. Появится способность сосредоточенно, концентрированно выполнять определенные действия.  Научатся применять свои знания и умения в повседневной жизни.

Результат: Реализация программы имеет практическое значение: Многие воспитанники Центра посещают детские сады, обучаются в школах, активны в общественной жизни, общаются со сверстниками и взрослыми, другие имеют навыки самообслуживания и элементарной практической деятельности в зависимости от степени инвалидизации. Ежемесячно охвачено программой 50-60 детей города и области.

Программа «По сенсорной тропе»
Написана в 2010 году, обновлена в 2012 г. Программа адаптирована для детей с ограниченными возможностями с учетом заболевания, возрастных и психофизических особенностей. Имеются медицинские противопоказания.

Цель: Создание эмоционально-положительного настроения для эффективной абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  1. Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, создание эмоционально-положительного настроя.
  2. Развитие и коррекция ослабленных сенсорных функций;
  3. Развитие всех анализаторов и моторики через формирование умений выполнять действия с предметами и двигательную активность с целью замещения имеющегося дефекта.

Ожидаемые результаты

Дети научатся вырабатывать и регулировать собственные эмоциональные реакции, которые помогают ему адаптироваться в социуме; У детей раннего возраста сформируются сенсорные функции и эталоны, у детей более старшего возраста разовьются и откорректируются ослабленные сенсорные функции, разовьются компенсаторные возможности; Улучшится двигательная активность и как следствие улучшится сенсорное и познавательное развитие, расширится мировоззрение, разовьются коммуникативные навыки.

Результат: На эмоционально-положительном фоне настроения у детей эффективнее проходит реабилитация у других специалистов. Более интенсивно развивается восприятие, формируются представления о внешних свойствах предметов, совершенствуется деятельность органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире.

Программа «Своими руками»

Составлена в 2006 году, обновлена в 2010, 2012, 2016 г.г. Программа адаптирована для детей и подростков с ограниченными возможностями от 3 до 18 лет с учетом их знаний, умений и навыков.
Цель: Создание предпосылок для наиболее полной самореализации личности детей и подростков с ограниченными возможностями на основе развития задатков и способностей, не затронутых дефектом, формирования творческой деятельности и интересов. Формирование доступных социально-трудовых навыков, необходимых для успешной социализации.

Задачи:

  1. Познакомить детей с различными видами ручного труда, многообразием материалов, их свойствами и приемами работы с ними;
  2. Развить и скорректировать двигательно-зрительную координацию, ориентирование на плоскости и в пространстве, мелкую моторику рук, речь, внимание и познавательные процессы, трудовые навыки. Расширить компенсационные функциональные возможности;
  3. Помочь овладению и совершенствованию знаниями, практическими умениями и навыками в ручном труде, необходимых для социализации и адаптации в обществе;
  4. Помочь в профессиональном определении, познакомить с миром профессий.
  5. Помочь овладению и совершенствованию знаниями, практическими умениями и навыками в ручном труде, необходимых для социализации и адаптации в обществе; Выработка усидчивости, терпения, кропотливости и точности в работе, желания работать качественно и доводить дело до конца.

Результат: Дети учатся осуществлять простые виды трудовой деятельности и приобретают ручную умелость. Приобретают навыки усидчивости, терпения, кропотливости в работе, развивается и корректируется двигательно-зрительная координация, общая и мелкая моторика, внимание и познавательные интересы. В процессе деятельности сформируется практическая направленность на приобретение необходимых социально-трудовых и бытовых навыков для самообслуживания и умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Создаются условия для реализации потенциальных способностей и компенсаторных возможностей ребенка-инвалида и ориентированием его на возможность самообеспечения через реализацию продукта изодеятельности.

Программа «Город мастеров»
Составлена в 2003 году, обновлена в 2009, 2012 г. Программа адаптирована для детей и подростков с ограниченными возможностями от 3 до 18 лет с учетом их знаний, умений и навыков.

Цель: Формирование у детей с ограниченными возможностями эстетического отношения к жизни и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Выработка различных навыков и умений, необходимых для социализации и адаптации в обществе.

Задачи: Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов, их свойствами и приемами работы с ними;

  1. Помочь овладеть знаниями, практическими умениями и навыками в изобразительной деятельности и показать детям широту их возможного применения;
  2. Развить и скорректировать двигательно-зрительную координацию, ориентирование на листе бумаги и в пространстве, тонкую общую моторику, речь, внимание и познавательные процессы; Развить разнообразные способности не затронутые дефектом.
  3. Воспитать эстетический вкус, укрепить веру в собственные возможности, расширить кругозор, развить фантазию, изобретательность, конструктивные качества; Помочь сделать творческие работы общественно значимыми и функциональными.

Ожидаемые результаты: У детей будут развиваться и корректироваться двигательно-зрительная координация, ориентирование на листе бумаги и в пространстве, общая и мелкая моторика, речь, внимание и познавательные процессы, восстановятся различные системы организма и опорно – двигательного аппарата, а также разовьются компенсаторные приспособления и возможности; Сформируется психологическая компенсация имеющихся дефектов; Дети научатся ставить цель, последовательно вести работу и доводить дело до конца  (замысел, эскиз, выбор материала, способ изготовления, эстетическое оформление, готовое изделие);Раскроются и разовьются потенциальные возможности в продуктивных видах детской деятельности;

Результат: Дети знакомятся с различными видами художественного творчества, приобретают ручную умелость (овладевают навыками лепки, рисования, основными приемами работы, учатся пользоваться разными инструментами и т.д.). Формируется положительная мотивация к усвоению основ изобразительного искусства и декоративно — прикладного творчества. Формируется эстетическое восприятие мира, развивается художественный вкус, желание делать своими руками, нравственно – волевые качества и черты творческой личности: воображение, фантазия, целеустремленность, настойчивость; Результат: выставки детских работ на разных уровнях, участие в конкурсах различной тематики, призовые места и награды за участие в конкурсах.

Программа логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра
  Дата начала реализации программы сентябрь 2003 года. Программа адаптирована для детей, имеющих речевые нарушения или детей, находящихся в группе риска по речевым нарушениям с момента обращения родителей до 18 лет.

Цели: Наиболее полное обследование речи, выявление характера и степени нарушения речевой функции (при наличии нарушения). Определение путей устранения выявленных речевых нарушений и их применения. Коррекция речевых нарушений.

Задачи:

  1. Осуществление принципа раннего выявления и своевременной коррекции речевых нарушений. Внедрение в логопедическую практику новых достижений науки.
  2. Привлечение к сотрудничеству психологов, врачей, учителей, родителей.
  3. Активная пропаганда педагогических и санитарно-гигиенических знаний среди педагогов и родителей для своевременной пропедевтики речевых нарушений.

Ожидаемый результат: Максимальное развитие всех речевых компонентов.

На протяжении реализации программы можно отметить положительные результаты в логопедической деятельности.

Результат: По окончанию реабилитации и логопедической коррекции в Центре дети поступают: в массовую школу – 40%, — в коррекционную школу – 40%.

Программа «Маленький театр»
Программа разработана для детей с ограниченными возможностями для детей от 1 года до 18 лет. Обновлена в 2007, 2010 годах. Программа реализуется совместно с программой «Нескучалия».

Цель: Развитие творческих способностей детей и реабилитация средствами музыкально-театральной деятельности.

Задачи:

  1. Помочь ребенку овладеть разнообразными видами детской музыкальной деятельности через театральную игру.
  2. Развить интерес к музыке и театрально-игровой деятельности. Научить совершенствовать свои способности, выражать чувства, переживания, эмоции через музыку и игру.
  3. Воспитать художественный и музыкальный вкус, интерес и любовь к музыке и театральному искусству.

Ожидаемые результаты: Развиваются творческие и музыкальные способности детей. Они овладевают средствами выразительности – мимикой, интонацией, жестами, пантомимикой, правильной речью. Совершенствуется память, внимание, мышление, воображение.

Результат: Дети проигрывают роли и проговаривают свои проблемы от имени своего персонажа, избавляясь от тревожности, эмоциональной напряженности. Развиваются коммуникативные качества. Активнее идет социализация детей. На основе совместной музыкально-театральной деятельности разработан и реализуется совместный с СОШ №30 проект «Передай добро по кругу».

Программа «Нескучалия»
Программа разработана для детей с ограничениями в развитии для детей от 3 до 18 лет с различными диагнозами с учетом знаний, умений и навыков. Программа реализуется совместно с руководителем программы «Маленький театр».

Цель: Повысить эффективность процесса физической и интеллектуальной подготовки детей. Всестороннее развитие личности ребенка с ограниченными возможностями средствами ритмическо — игровой гимнастики и музыкально-театральной деятельности.

Задачи:

  1. Укрепление здоровья (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, развитие опорно-двигательного аппарата, содействие развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращению, сердечнососудистой и нервной систем организма).
  2. Совершенствование психомоторных способностей (развитие мышечной силы, гибкости, координационных способностей, содействие развитию чувства ритма, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой).
  3. Расширение сферы осознания собственного тела, его использования и возможностей, повышая физическое и эмоциональное здоровье. Повышение самооценки путем развития более положительного образа тела.

Ожидаемые результаты: Дети с ограниченными возможностями учатся ориентироваться в пространстве, выполняя простейшие перестроения; Учатся передавать хлопками, притопами простейший ритмический рисунок, представлять различные образы в музыкально-подвижной игре (зверей, птиц, растений и так далее), выполнять основные позиции ног и рук, выполнять под музыку комплексы упражнений, ритмические, бальные танцы, передавать характер музыкального произведения (веселый, грустный, героический и так далее), чувствовать свое тело, свободно самовыражаться и раскрепощаться.

Результаты: Дети становятся более активными, подвижными, эмоциональными. Эффективнее идет социализация детей. На основе совместной музыкально-театральной деятельности разработан и реализуется совместный с СОШ №30 проект «Передай добро по кругу».

Программа «Компьютер и дети с ограниченными возможностями» 
Разработана для детей с особенностями в развитии с 5 до 18 лет с учетом медицинских противопоказаний в марте 2004 г., обновлена в 2009, 2011 г.г.

Цель программы: введение в информатику (знакомство с ее основными понятиями), интеллектуальное развитие, а также развитие творческих способностей детей и подростков с ограниченными возможностями с использованием ПК и различных обучающих и игровых программ.

Задачи:

  1. Формирование необходимых в работе с компьютером навыков и умений;
  2. Использование компьютера как тренажера для выполнения различных манипуляций посредством игры для коррекции двигательных нарушений верхних конечностей и развития мелкой моторики.
  3. Способствование развитию психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций и внимания.

Ожидаемые результаты:
— коррекция двигательных нарушений верхних конечностей и развития мелкой моторики;
— развитие психических процессов, основных мыслительных операций
— формирование у детей умений и навыков, необходимых для работы на ПК в качестве пользователя.

  Результаты: Занятия с использованием ПК побуждают детей к деятельности (выполнение     различных манипуляций при помощи мыши и клавиатуры в процессе обучения и игры), а это в свою очередь позволяет решать основные задачи программы – восстановление и построение правильных двигательных координаций, развитие психических процессов.

Программа «Ориентир»

Дата начала реализации — 2009 г. Обновлена в 2011, 2015 годах. Программа рассчитана на детей от 5 до 18 лет с учетом  возраста и медицинских показаний.

Цели: Помощь ребенку в выборе образовательного и профессионального маршрута. Содействие в активации   профессионального самоопределения. Развитие интеллекта, творческих способностей детей, логического мышления с использованием различных обучающих и игровых программ.

 Задачи:
— Познакомить детей с различными видами профессий через различные мероприятия и компьютерные игры.
—  Развитие познавательных психических процессов, внимания.
— Сформировать и закрепить у детей умения и навыки, необходимые для работы на персональном компьютере в качестве пользователя ПК. Использовать компьютер как тренажер для выполнения различных манипуляций посредством игры для коррекции двигательных нарушений верхних конечностей и развития мелкой моторики

Ожидаемый результат: Решение профессионального самоопределения подростков с ограниченными возможностями. Дети будут готовиться к трудовой деятельности (с учетом возрастных особенностей) путем ознакомления с работой людей различных профессий через компьютерные игры. Будут формироваться профессиональные интересы и склонности, умения и навыки, необходимые для работы на ПК в качестве пользователя у детей младшей и средней возрастной группы.

 Достигнутые результаты. с 2014 по 2016 год проведено 46 тестирований подростков на основе автоматизированной программы экспресс – профориентации «Ориентир» с последующими беседами с родителями. Дети овладевают навыками работы на ПК, знакомятся с различными профессиями, подростки самоопределяются с выбором будущей профессии. В 2016 г. поступили в ЮСПЭТ 7 подростков-инвалидов, обучается дистанционно всего 16 подростков-инвалидов.

Дата последнего обновления: 2017-11-30

Дата изменения: 19.12.2017 14:29

Добавить комментарий