Путь к успеху: формирование трудовой мотивации у детей с ОВЗ

В рамках регионального чемпионата «Абилимпикс», в ГБУ Центр «Перодоление» прошел психологический практикум. О том, какие ступеньки ведут к профессиональному успеху, узнали родители и специалисты учреждения  на лекции-практикуме «Путь к успеху: формирование трудовой мотивации у детей с ОВЗ». Педагоги – психологи центра познакомили слушателей с теорией формирования мотивации и особенностями профессиональной ориентации подростков.

Специалисты представили родителям детей с ОВЗ возможность самим пройти диагностику мотивации достижений.  В 70х годах XX века психологи сформировали теорию, которая говорит о том, что каждый человек имеет мотивацию к достижению успеха, либо мотивацию избегания неудач. В первом случае   в основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность. Мотивация избегания неудач связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. И разумеется, когда мы говорим о профессиональном развитии личности, и особенно ребенка с ОВЗ, важно формировать позитивную мотивацию. В ходе оживленной дискуссии психологи вместе с родителями выделили те особенности воспитания детей, которые позволяют воспитать личность, направленную на успех. А так же, какое поведение родителей формирует негативные установки и как этого избежать.
Во многом успех личности, жизненные достижения, карьера, зависит не только от способностей, интеллектуального развития и физических возможностей, но и от поддержки родителей, воспитания.

И ярким примером послужили истории известных личностей, которые несмотря на инвалидность добились колоссальных результатов. Слушатели познакомились с историями жизни таких людей как Стивен Хоккинг, ученым, физиком-теоретиком, который, не смотря на полную парализованность, совершил множество открытий. Хелен Келлер, писательница, политическая активистка, потерявшая слух и зрение в 3 года. Благодаря ей слепых и глухих детей начали обучать, что ранее казалось невозможным. Рей Чарльз,  Кристи Браун, Луи Брайль, Марли Метлин, Ник Вуйчич, все они с различными диагнозами — ДЦП, потеря зрения, слуха, врожденным отсутствием конечностей. Несмотря на заверения врачей о необучаемости, смогли доказать, что нет ничего невозможного.  И в каждой истории за плечами стояли родители, которые верили в своих детей, несмотря ни на что. Верили и прилагали все силы к развитию их потенциала.

Но кроме уверенности в своих силах и стремлении к достижениям, в выборе профессии очень важно правильно выбрать сферу деятельности, к которой есть предрасположенность.  Этому была посвящена вторая часть семинара, педагог-психолог Нефедова И.А. познакомила родителей с практическими методиками определения профессиональных предпочтений. В частности с профориентационной игрой «Професьянс», д.п.н. Н.С. Пряжникова. Игра в доступной форме позволяет определить склонности к той или иной профессиональной предрасположенности. Специалист  подчеркивает: «Важно найти дело, которое не только кормит, но и питает».

Может Вас заинтересует...