Игровой материал в домашних условиях

Рекомендации для родителей

Общие принципы подбора игрушек для сюжетной игры в домашних условиях должны подбираться в соответствии специфике деятельности и возрастным особенностям ребенка.

Но нужно исходить из того, что дом — это не группа детского сада и не кабинет «игротерапии» в реабилитационном центре, с обученными педагогами.

Во-первых, домашняя среда, как правило «настроена» на одного ребенка, реже на двух или трёх детей (многодетная семья исключение).

Во-вторых, дома зачастую нет возможности выделить достаточно большое пространство для игры. Отсюда – нецелесообразность громоздких игровых материалов и ограничение общего количества игрушек.

В-третьих, семья не может позволить себе каждый год обновлять набор игровых материалов и дизайн игрового уголка, подстраиваясь под следующий возрастной период ребёнка.

В-четвёртых, родители часто просто не имеют ни мотивации, ни навыков игры с ребёнком.

Поэтому при подборе игрового материала для дома нужно исходить из указанных выше общих принципов, но с учетом особенностей домашней обстановки, подбирая те игровые материалы, которые будут полезны для развития игры и привлекательны для ребёнка на протяжении больших временных отрезков – двух — трёх лет, а то и больше.
Игровые материалы, служащие дополнением к универсальным игрушкам и теряющие свою привлекательность для ребенка по мере его взросления, необходимо убирать из обихода, пополнять новыми атрибутами.

Какие игрушки считаются универсальными? Это, прежде всего, кукла в широком понимании – или игрушка- персонаж. Эта универсальная игрушка проходит через всё детство ребёнка. Единственно, в раннем детстве это крупные голыши или мишки, до разнообразных человечков и животных в старшем возрасте, позволяющих выстраивать множество сюжетных ситуаций.

Не обходится ни одна сюжетно-ролевая игра и без игрушек – заместителей бытовых предметов (посуда), средств передвижения (транспорта). В этих играх используют игрушки – кукольные дома, крепости, макеты, выстроенные из песка, коробок и т.д.
Универсальной игрушкой считаются строительные наборы из дерева. Подбирая игрушки для дома, необходимо ориентироваться не только на полезность каждой их них, но сразу иметь в виду целостный сюжетный набор, что позволит эффективно использовать ограниченное домашнее пространство.

Набор игрушек по возрастам:
От 2-х до 3-х лет сюжетообразующий набор состоит из пары игрушек – персонажей:

  • большой куклы-голыша (25-40 см) и крупного животного (плюшевый мишка, зайка, котик);
  • дополнительных игрушек – соответствующих размеров персонажам – кукольная кровать и кухонная плита;
  • игрушек – минимального набора кухонной и чайной посуды, большого грузовика для куклы и коляски (для девочки) или коня на колёсиках (для мальчика).

Сюжеты: кукла ест – идёт в гости к мишке, кукла спит в спальне – ест на кухне, кукла дома – кукла едет на машине в гости, в поликлинику и т.п.

  • Прибавляется строительный материал.

От 3-х до 5-ти лет предыдущий комплект игровых материалов расширяется. Добавляются игрушки – предметы оперирования, такие, как руль, весы, бинокль, пара врачебных принадлежностей (градусник, фонендоскоп), телефон.
Сюжетно-ролевые игры становятся разнообразнее. Это и «шофёр автомобиля подвозит пассажиров», «летим в отпуск на самолёте» «в космос на самолёте», «мы пограничники» и др.

Можно присоединить в этом возрасте 3-4 куклы (10-15 см), составляющие «семью» или «семью» животных (зайки, киски и др.). Для развития сюжета можно приобрести 3-4 предмета транспорта (легковой и грузовой автомобили), лодка (корабль), самолёт. Кукольный дом (для девочки), гараж (для мальчика) можно соорудить на полках шкафа или из строительного материала.

Для детей старшего дошкольного возраста (5-ти – 8 лет) в домашних условиях уже не нужны специальные игрушки для сюжетной игры, они могут уже самостоятельно найти дома недостающие предметы – заместители.
Дети этого возраста любят играть с мелкими фигурками – персонажами, мелким транспортом. Можно прибавить железную дорогу, кнопочный строительный набор с мелкими деталями, конструкторы.

Литература:
Н.А.Короткова «Сюжетная игра дошкольников».
О.В.Солнцева «Дошкольник в мире игры»
Е.А.Дивина «Обучающие занятия для детей дошкольного возраста с элементами методики Монтессори


Скачать презентацию «Игровой материал в домашних условиях» в .doc
Скачать презентацию «Игровой материал в домашних условиях» в .pdf

Подготовила материал педагог дополнительного образования Посельская Т.И.

Может Вас заинтересует...