Cюжетно-ролевые игры c детьми дома

Рекомендация для родителей

Невозможно представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно-ролевые же игры являются основным видом деятельности дошкольника. Сюжетно-ролевая игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главную роль, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребенок таков, каким ему хочется быть, в игре ребенок там, где ему хочется быть, он – участник интересных и привлекательных событий. Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к школе и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со взрослыми и сверстниками.

Сам ребенок научиться играть с сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и не продолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не усвоил мир вокруг себя. У ребёнка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будите играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Взрослый может показать, как и во что нужно играть. Учитывая то, что ребенок склонен к подражанию, взрослый влияет на будущее наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая.

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

  1. Игра-творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жесткие рамки
  2. Игра не должна строиться на принуждении.
  3. Старайтесь что бы игра имела развитие.

Чему учатся дети во время игры:

  1. При выборе темы детям приходится договариваться о будущей игре.
  2. При распределении ролей дети должны знать и помнить, что главные роли выполняются по очереди.
  3. Воспитываются умения самостоятельно решать конфликты. Дети должны быть справедливыми в игре, соблюдать ее правила.
  4. Воспитываются у детей социальные нормы поведения: быть вежливым, доброжелательным к участникам игры. Всегда относиться к окружающим так, как хочется, чтобы они относились к тебе.
  5. Приходить на помощь к тем детям, кто грустит или у кого что-то не получается. В следующий раз, может быть, и тебе кто-то поможет.

          Сюжетно-ролевая игра полезна как детям, так и взрослым.

Игра учит нас:

  • говорить с ребёнком на его языке;
  • преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм);
  • оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
  • открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
  • любить детей такими, какие они есть.

Играя, мы можем научить детей:

  • смотреть на себя со стороны глазами других людей;
  • стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
  • доверять друг другу.

В формировании игры можно выделить три основных этапа: 
                  
1) усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями;     
2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий);        
3) усвоение способов построения сюжета.

Условно можно отнести эти этапы к определенным возрастам:
первый 1-2 г.;
второй 2-4 г.;
третий 4-8 лет.

На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.

На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).

На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного детства, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей.

Таким образом, игра и игрушка неотделимы друг от друга.
Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек.

Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.

 Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности.

 Игра для ребенка — верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям.

Уважаемые родители, играйте со своими детьми в сюжетно-ролевые игры.

Подготовила: Посельская Т.И. педагог дополнительного образования 

Литература:
Н.А. Короткова «Сюжетная игра дошкольников»
О.В. Солнцева «Дошкольник В мире игры»

Может Вас заинтересует...