Программы

«Шаг навстречу»
 Комплексная программа социальной реабилитации

Программа является интегративной и включает в себя совокупность разноуровневых программ, в ходе реализации которых ребенок получает право на выбор своих возможностей, удовлетворении потребностей в общении и социальной самореализации.

Данная Программа обращена не только к личности самого воспитанника, его интересам и потребностям, но и к его ближайшему социальному окружению – его семье, носит комплексный характер. В программе представлен и обобщен уже имеющийся в учреждении положительный опыт реализации психолого-педагогических, реабилитационных программ с использования семейно-центрированных методик и технологий в работе с несовершеннолетними и их семьями.

Цель программы: организация комплексной реабилитации, сопровождение детей, подростков и их семей, признанных нуждающимися   в социальном обслуживании или находящихся в социально-опасном положении.

Задачи программы:

  1. выявление семей и детей, нуждающихся в государственной защите, причин и факторов социального неблагополучия конкретных семей и детей, их потребность в государственной защите, их дифференцированный учёт;
  2. Проведение комплексной диагностики и анализ факторов, обусловивших социальную проблему семьи, определение оптимальных форм работы с несовершеннолетним и его семьёй;
  3. организация жизнедеятельности несовершеннолетних во время проживания в стационаре, включение их в трудовую, учебную, познавательную, досуговую или иную деятельность, а также в процесс самообслуживания;
  4. предоставление социальных услуг несовершеннолетним, находящимся стационарной, полустационарной форме обслуживания и их семьям в целом;
  5. оказание комплексной социальной реабилитационной помощь по разрешению обстоятельств, ухудшающих жизнедеятельность несовершеннолетнего;
  6. взаимодействие с учреждениями системы профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних; содействие возвращению ребенка в кровную, замещающую семью;
  7. содействие несовершеннолетним в организации летнего оздоровительного отдыха;
  8. повышение культуры общения, обучение навыкам конструктивного взаимодействия в ближайшей социальнойсреде и навыкам выхода из кризисных состояний;
  9. создание условий для формирования социально-успешной личности, способной к самореализации, саморазвитию, самосовершенствованию;
  10. восстановление социального статуса воспитанников и создание условий для успешной социализации подростка;
  11. формирование позитивной жизненной перспективы в различных областях; помощь несовершеннолетним в профессиональном самоопределении на основе индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, состояния здоровья, способностей и потребностей общества;
  12. развитие потребности в труде, здоровом образе жизни, соблюдении моральных принципов;
  13. формирование правосознания и правомерного поведения несовершеннолетних в социуме, развитие потребности в соблюдении социальных норм и правил; формирование активной гражданской позиции.

Механизм реализации программы

 

Комплексная программа социальной реабилитации «Шаг навстречу» разработана для построения системы реабилитационной деятельности разновозрастной группы несовершеннолетних, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач Программы, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника Центра.

Участники программы – несовершеннолетние в возрасте от 3-х до 18-ти лет, а также их семьи, признанные нуждающимися   в социальном обслуживании.

Каждый несовершеннолетний проходит следующие этапы в ходе реабилитации:

  • организационно-диагностический этап – индивидуальная форма работы с несовершеннолетним и его семьёй, проведение первичного диагностического исследования, по результатам которого составляется план реабилитациидля каждого воспитанника;
  • организационно-деятельностный – деятельность, направленная на реализацию системы занятий по комплексной социально- реабилитационной программепутем проведения групповых и индивидуальных занятий, бесед, коллективно-творческих дел и других социально-значимых мероприятий;
  • итоговый этап – подведение итогов реабилитационнойработы и итоговая диагностика, позволяющая оценить результат работы специалистов.

Включение в работу по программе допустимо на любом этапе её реализации.

Программа реализуется по следующим направлениям:

  1. Социально-психологическая реабилитация
  2. Социально-правовая реабилитация
  3. Социально-педагогическая реабилитация
  4. Социально-трудовая реабилитация
  5. Социально-медицинская реабилитация
  6. Социально-досуговая реабилитация

и включает в себя следующие социально-реабилитационные подпрограммы:

  1. психолого-педагогической направленности

 «Я учусь владеть собой»

Тренинговая программа для младших школьников предназначена для групповой работы с несовершеннолетними. По функциональному предназначению носит профилактический характер.

ЦЕЛИ:

  • способствовать формированию уверенной в себе личности,
  • уважающей себя и других, умеющих анализировать и контролировать
  • ситуацию и своё поведение, осознающей ответственность за своё здоровье.

ЗАДАЧИ:

  • обеспечение школьника средствами самопознания;
  • повышение представлений школьника o ценности самого себя и других
  • людей; формирование положительного образа «Я»;
  • повышение само понимания и понимания других;
  • воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых,
  • учебных, a также критических ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
  • человека;
  • развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения,
  • преодоления затруднений в учебе и других видах деятельности;
  • развитие представлений o ценности здоровья.

«Всё, что тебя касается»

 ЦЕЛЬ

Сделать подростков здоровыми, научить их противостоять рискованным формам поведения

ЗАДАЧИ:

  • Улучшение здоровья подростков.
  • Профилактика рискованного поведения (употребление алкоголя, табака и др.).
  • Формирование мотивации к здоровому образу жизни.
  • Формирование навыков ответственного отношения к своему здоровью.
  • Обучение подростков добровольческим навыкам по проведению занятий и групповых упражнений по формированию ЗОЖ среди сверстников.

  1. социально-правовой направленности

 «Дороги, которые мы выбираем»

ЦЕЛИ:

  • Обеспечение права детей жить и воспитываться в семье;
  • Укрепление института семьи;
  • Обеспечение защиты и прав законных интересов несовершеннолетних.

ЗАДАЧИ:

  • Снижение уровня социального сиротства;
  • Восстановление детско-родительских отношений;
  • Уменьшение безнадзорности и права нарушений несовершеннолетних.

Семье оказывается следующие виды помощи:

  • Социально-правовая;
  • Социально-педагогическая;
  • Координационная.

В ходе проводимых практических занятий и тестирования родителей выявляются причины неблагополучия в семье составляется индивидуальный план социального сопровождения семьи.

  1. социально-педагогической направленности

 «Мастерская чудес».

ЦЕЛЬ:

      Развитие творческого мышления, чувства эмпатии, гибкости и оригинальности мышления, формирование чувства психологической защищенности.

ЗАДАЧИ:

      Организация творческой деятельности, развитие мелких мышц руки, пространственной ориентации, конструктивных способов взаимодействия в детском коллективе, снижение тревожности и агрессивности у детей.

СОДЕРЖАНИЕ:

      Программа включает цикл игровых занятий по развитию творческого мышления детей, профилактике тревожности и агрессивности, способами арттерапии. На занятии используются приёмы монотипии, тестопластики, работа с пластилином, глиной, различные способы рисования.

 «Я – гражданин России»

 ЦЕЛИ:

  • Приобщение детей к нравственным и духовным ценностям православной культуре;
  • Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия России;
  • Стремление возродить традиции семейного воспитания;
  • Создание условий для позитивного общения воспитанников, проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости, чтобы они были компетентны в разных сферах жизни и готовы к преодолению трудности и социализации;
  • Развитие у несовершеннолетних лучших патриотических качеств культуры межличностного общения, воспитание уважения к государственным символам, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщение к традициям и богатейшей культуре страны, повышение уровня социальной, гражданской, нравственной культуры у несовершеннолетних.

ЗАДАЧИ:

  • Формирование духовно-нравственных качеств личности;
  • Создание условий для самореализации, развитие творческих способностей;
  • Сознательного отношения к семейной жизни;
  • Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России, ее историческому героическому прошлому, знакомство  с историей села, района, области, с народными традициями. формирование понятия личной ответственности за свою страну.

СОДЕРЖАНИЕ:

Подпрограмма реализуется в направлениях: духовно-нравственное, воспитательно-оздоровительное, культурно-познавательное, нравственно-трудовое, досуговое.

В план входят циклы занятий:

«Давайте познакомимся», «Традиции русского народа», «Час общения», «Хочу всё знать», «Поведение это зеркало, в котором каждый показывает своё лицо», «Георгиевская ленточка», «Экология и я».

В программу входит акция «Согреем детские сердца верой и любовью».

Подпрограмма имеет 3 раздела:

  • Интеллектуально-краеведческое;
  • Героико-патриотическое;
  • Гражданско-патриотическое.

  1. социально-медицинской направленности

  «Здоровье плюс»

ЦЕЛЬ:

Сформировать у детей и подростков представление о здоровом образе жизни и стремление к улучшение физического и психического здоровья.

ЗАДАЧИ:

  • развить у детей и подростков представление о ценности здоровья и бережного к нему отношения;
  • организация профилактики и оздоровления детей через обучение приемам самомассажа;
  • расширить знания о правилах здорового образа жизни;
  • сформировать умение оценивать себя и свое эмоциональное состояние, поступки;
  • формировать у детей навыки личной гигиены и самообслуживания.

СОДЕРЖАНИЕ:

  • изучение приёмов точечного самомассажа с воспитанниками;
  • изучение упражнений по физической культуре;
  • санитарно-просветительская деятельность – расширять познания в области гигиены и здорового образа жизни

 

  1. социально-трудовой направленности «Наш дом»

 ЦЕЛИ:

  • Формирование устойчивого интереса детей к конечному результату любого труда, желание включиться в него сделать так, чтобы труд стал радостью.
  • Подготовка детей к выходу из учреждения.
  • Формирование у детей психологической и практической готовности к домашнему и сельскохозяйственному труду.
  • Стимулирование личностного роста и развитие самопознания детей в процессе труда.

ЗАДАЧИ:

  1. Формирование у детей культурно-гигиенических навыков.
  2. Усвоение детьми норм и правил по самообслуживанию, формирование привычки, содержать помещение в чистоте и личные вещи в порядке.
  3. Повышение уровня мотивации детей к трудовой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ:

  • «Я сам» (обучение навыкам личной гигиены и самообслуживания)
  • «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» (работа на приусадебном участке)
  • «Вместе учимся мастерить» (работа в творческой мастерской)
  • «Праздник и труд вместе идут».

  1. Социально-досуговой направленности

 Детский досуговы клуб «Апельсин»

ЦЕЛИ:

  • Организация досугового времени несовершеннолетних, остающихся без присмотра родителей;
  • Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
  • Способствовать налаживанию детско-родительских взаимоотношений.

ЗАДАЧИ:

  • Создать условия для успешности детей и подростков при проведении досуговых мероприятий;
  • Снизить уровень безнадзорности детей и подростков;

Учить совместному с родителями проведению праздников

Мероприятия с воспитанниками проводятся в соответствии с возрастом несовершеннолетних.

Работа с семьёй включена в работу клуба «Семейный оберег» и предусматривает индивидуальную, групповую формы работы, совместное творчество ребенка и его родителей.

ЦЕЛИ:

Повышение психолого-педагогической культуры родителей, путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.

ЗАДАЧИ:

  • оказание психолого-педагогической помощи родителям;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
  • повышение педагогической культуры родителей в области воспитания детей и способствовать формированию родительских навыков;
  • развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия и обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
  • обогащение семейного досуга культурными мероприятиями.
Дата изменения: 29.01.2018 16:04

Добавить комментарий