Кодекс профессиональной этики социального работника ГКУ «Социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних «Ласточка»

Кодекс профессиональной этики социального работника ГКУ  «Социально – реабилитационного  центра для несовершеннолетних «Ласточка»

1. Общие положения

 

Профессиональная этика – одна из функциональных основ профессиональной деятельности. Профессиональная этика социального работника представляет собой науку о профессиональной морали, совокупность норм поведения, идеалов, ценностей, идей о должном, отражающих сущность профессии социального работника и обеспечивающих те взаимоотношения между ним и клиентом, которые вытекают из содержания его профессиональной деятельности. Кодекс представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей. Главная цель «Этический кодекс социального работника» — определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (специалиста по социальной работе) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента. «Социальный работник» в настоящем кодексе – это любой человек, занятый в сфере социального обслуживания, независимо от занимаемой должности. Этический кодекс содержит директивы для работников социальной сферы. Кодекс может быть использован и другими людьми для определения стандартов профессионализма, ожидаемого от специалистов социальной сферы и студентов социальных вузов. Положения Этического кодекса ориентирует социальных работников строить практическую деятельность вокруг интересов клиента, вовлекая его на равноправной основе на всех стадиях в процесс оказания ему социальных услуг. Этический кодекс требует от социальных работников исполнять свои обязанности профессионально, руководствуясь этическими и моральными принципами. Согласие с Этическим кодексом и его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к профессии социального работника. Определение социальной работы. Социальная работа – это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую – либо группу или сообщество.

 2. Принципы профессиональной этики

 В своей деятельности социальные работники руководствуются следующими принципами профессиональной этики: Соблюдение рациональных интересов клиента. Социальный работник помогает клиенту определить приоритеты решаемых проблем и вовлекать его в деятельность по самопомощи. Система социальной защиты гарантирует клиенту удовлетворение основных рациональных потребностей. Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствий его действий. Социальный работник несет ответственность за последствия принимаемого им решения. Клиент озабочен достижением своего блага, социальный работник – не только этим, но и возможными последствиями для общества. Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Клиент социальной службы, как личность, обладает всеми правами человека, в том числе и правом самостоятельно определять свою судьбу, образ и стиль жизни, имеет собственные убеждения, суждения, взгляды, собственные понятия о добре и зле. Принятие клиента таким, каков он есть. В социальной помощи нуждаются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Причины этих обстоятельств могут быть разными – как объективными, так и субъективными. Социальный работник дает рекомендации с учетом личного фактора клиента и обстоятельств. Конфиденциальность. Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств, проблем, является конфиденциальной информацией. Клиент должен быть поставлен об этом в известность. Сведения о клиенте могут быть сообщены социальным работником только с разрешения клиента и только тем лицам, которые могут быть задействованы в решении его проблем. Доброжелательность. Она присутствует на всех этапах взаимодействия специалиста с клиентом, помогает ему найти верный тон при первом разговоре с ним, помочь ему откровенно рассказать о своих проблемах и трудностях. Благодаря ей клиент чувствует в социальном работнике не равнодушного чиновника, а живого человека, готового понять и помочь ему. Безопасность. Создание вокруг клиента безопасного окружения, предотвращение возможности травмы, использование своих знаний о потенциальных опасностях, является обязанностью социального работника. Руководствуясь здравым смыслом, он может предусмотреть нежелательный ход событий и принять меры, чтобы их предотвратить. Общение. Правильное общение ведет к взаимопониманию социального работника и клиента. Оно требует внимательного отношения, взаимной готовности к общению. Общение является тем принципом, без которого невозможно применять все остальные принципы. Бескорыстие. Оно проявляется в отношении социального работника к клиенту. Если клиенту необходимо оказать платные услуги, то делает это учреждение социальной защиты, а не отдельный социальный работник, хотя выполняет работу именно он. Независимость. Социальный работник, как профессионал, содействует самореализации своего клиента, повышению его личностного потенциала. Честность и открытость во взаимоотношениях социального работника и его клиента. Доверие со стороны клиента к социальному работнику – следствие его деятельности. Оно заслуживается. Не следует скрывать от клиента негативного результата совместных действий или приукрашивать его. В деликатной форме его знакомят с результатами, объясняются причины неудачи и планы исправления ошибок. Отсутствие предрассудков в отношении клиента. Каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, мнения, которые не обязательно должны совпадать с воззрениями социального работника. Инфекционный контроль. Социальный работник должен иметь представление о возбудителях инфекции и инфекционных заболеваниях и предпринимать меры по предупреждению распространения инфекции. Эти меры особенно важны при работе с пожилыми и ослабленными клиентами.

3. Этические отношения между социальными работниками и клиентами

Высшая цель, которую ставит перед собой социальный работник, — способствовать решению проблем и улучшению условий жизнедеятельности клиента. Социальный работник оценивает этическую приемлемость цели, поставленной клиентом, планирует, конкретные действия по ее достижению и берет на себя личную ответственность за это. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства. При выборе этих средств он руководствуется этическими принципами, главный из которых «не навреди!» Действия социального работника должны быть подчинены только положительной мотивации. Это – стремление сделать добро, оказать помощь нуждающимся. Социальные работники соблюдают принципы социальной работы в части касающейся клиентов: принимают человека таким, как он есть; привлекают его к активной совместной работе; обеспечивают конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней. Специалисты ценят и уважают личные устремления, индивидуальные особенности, инициативу клиента к совместному с ними решению его проблем; Специалисты отдают приоритет поддержке основных интересов клиентов, но при этом уважают и учитывают интерес других людей; в тех случаях, когда возникает конфликт интересов клиентов и действующего в России законодательства, предупреждают клиента о том, что его интересы и просьбы могут быть отвергнуты.Социальные работники отвергают любые формы дискриминации, основанной на национальности, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, на умственных или физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках.

4. Этическая ответственность социальных работников в отношении коллег

5. Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам, к коллективу, в котором он работает, является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива целям, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива.

6. Забота о единстве целостности коллектива как решающего субъекта социальной работы связана с организацией целенаправленного, слаженного действия всех его членов, принимающих участие в решении общих проблем, стоящих перед коллективом.

7. Каждый социальный работник несет ответственность за эффективность коллег, должен обмениваться с ними опытом, учиться у них мастерству и обучать менее опытных, относиться с уважением к лучшим традициям коллектива, изыскивать новые, более эффективные формы и методы работы.

8. Социальные работники должны относиться к коллегам с уважением, избегать неоправданной негативной критики коллег в разговорах с клиентами и другими профессионалами. Неоправданная негативная критика может включать оскорбительные комментарии по поводу уровня компетенции коллег или в адрес индивидуальных качеств, таких, как национальность, возраст, семейное положение, политические убеждения, вероисповедание, умственная и физическая отсталость.

9. Социальные работники должны уважать конфиденциальную информацию, полученную от коллег в ходе профессиональных отношений и взаимодействий.

10. Социальные работники не должны привлекать клиентов к спорам со своими коллегами или вовлекать клиентов в некорректные обсуждения конфликтов между социальными работниками.

11. Социальные работники должны хорошо знать области компетенции и опыта своих коллег.

12. Социальным работникам следует получать консультации только у тех коллег, которые продемонстрировали знания, опыт и компетенцию в отношении предмета консультации. Консультируясь с коллегой о своем клиенте, социальные работники могут раскрывать малую толику информации, необходимую для достижения целей консультации.

13. Когда социальные работники считают, что их работа неэффективна, и они не достигают необходимого прогресса у клиентов, они должны направлять клиентов к другим профессионалам, обладающих необходимыми специальными знаниями. Запрашивать супервизию или экспертную оценку их деятельности.

14. Социальные работники, у которых есть прямые свидетельства ухудшения здоровья их коллеги, причинами которого являются личные проблемы, психосоциальные расстройства, злоупотребление алкоголем или наркотиками, психические заболевания, что уменьшает эффективность его практической деятельности, должны поговорить с этим коллегой и по возможности помочь ему в лечении. Если их коллега не принимает соответствующих мер, то необходимо поставить в известность администрацию.

15. Социальные работники – руководители должны отстаивать интересы своих подразделений как внутри, так и за пределами, чтобы обеспечить ресурсы для удовлетворения потребностей клиентов.

16. Социальные работники должны бережно относиться к ресурсам подразделения, разумно экономить средства.

17. Социальные работники должны регулярно знакомиться с профессиональной литературой и постоянно совершенствовать свои знания в области практической деятельности и этики социальной работы.

18. Специалисты защищают своих коллег от любых форм и видов давления со стороны клиентов.

19. Социальные работники уважают различные мнения и следуют советам и консультациям коллег, если они служат интересам дела.

20. Этическое поведение по отношению к взаимодействующим организациям

Социальные работники:

а) строят свои взаимоотношения с другими организациями на основе доброжелательности;

б) придерживаются своих обязательств, данных взаимодействующим организациям, и добиваются от этих организаций выполнения их собственных обязательств при использовании их ресурсов на те нужды, на которые эти ресурсы предназначены.

6. Этическая ответственность социальных работников, как профессионалов

  1. Социальные работники должны принимать ответственность и браться за работу только на базе полученных ими знаний или с намерением приобрести необходимую компетенцию.
  2. Социальные работники не должны вести, потворствовать, содействовать любой форме дискриминации.
  3. Социальные работники не должны принимать участие в действиях, связанных с нечестностью, жульничеством или обманов.
  4. Социальные работники, чьи личные проблемы мешают их профессиональным решениям и деятельности, должны прекратить работу или предпринять другие шаги, чтобы не ставить под угрозу интересы людей, за которых они несут ответственность.
  5. Социальные работники должны проводить четкие различия между заявлениями и поступками, сделанными или от имени частного лица, или от имени представителя своей профессии.

Заключение

Деятельность социального работника протекает на глазах у людей и детей, поэтому постоянно оценивается ими. Долгом социального работника по отношению к самому себе является завоевание высокого авторитета в общественном мнении. Социальное одобрение его деятельности, признание клиентами и коллегами его высоких качеств составляет честь и достоинство социального работника. Такие качества не даются специалисту вместе с профессией и служебным удостоверением, они формируются в процессе его постоянной работы над своими профессиональными качествами.

Дата изменения: 24.09.2015 03:29

Добавить комментарий